Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 96797
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) прик..снуть­ся ла­до­шкой
2) осн..щение ко­раб­ля
3) ярм..рка
4) зак..лоть во­ло­сы
5) несг.ра­е­мый сейф
2.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) д..путат, пр..влёк к ра­бо­те
2) обл..гче­ние, пр..об­ла­да­ет кедр
3) зап..реть­ся на ключ, пр..за­ду­мать­ся
4) тр..пе­та­нье ли­сточ­ка, с..де­ю­щий отец
5) р..визия, выж..гать узор
3.  
i

Пи­шет­ся т на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) о..дель­ный
2) капус..ный
3) вкус..ный
4) бла­го­ро..ство
5) жиле..ка
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) сол­неч­ным луч..м
2) лиш..н под­держ­ки
3) береж..т
4) ч..рст­вый
5) бесш..вный
5.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) ц..клич­но, ц..пная связь
2) роз..ск, без..скус­ный
3) две лу­ко­виц.., де­гу­стац..я
4) сверх..ёмкий, об..единённый
5) гряз­ная ветош.., шеп­чеш..ся
6.  
i

Пи­шет­ся Е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) по­езд­ка по Нор­ве­ги.., о де­вушк..
2) с на­рас­та­ющ..м гулом, один кру­жоч..к
3) при ранн..м вос­ход..
4) с за­блудш..й овцой, он вла­дел..ц дома
5) при­ветл..вый, бус..нка
7.  
i

Пи­шет­ся е на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) ко­лебл..мые вет­ром
2) мы опять не высп..мся
3) взвес..вший всё точно
4) изъ­езд..л весь мир
5) от­го­рож..нный за­бо­ром уча­сток
8.  
i

Пи­шет­ся нн на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) племя..ик, взве­ше..ый ответ;
2) кипячё..ое мо­ло­ко, торфя..ик;
3) утре..яя про­хла­да, бра­ко­ва..ая де­таль;
4) тер­ри­то­рия ок­ку­пи­ро­ва..а вра­га­ми, ране..ый в крыло орёл;
5) щёчки хо­лод­ны и румя..ы, об­ра­до­вать­ся не­ска­за..о.
9.  
i

Пи­шет­ся не раз­дель­но во всех слу­ча­ях в рядах:

1) край­не (не)умест­ная шутка; (не)под­твер­ждённый ди­а­гноз
2) (не)готов к за­плы­ву; тюль­па­ны (не)вы­са­же­ны
3) от­нюдь (не)го­сте­при­им­ный дом; (не)усо­мнив­ший­ся в ис­ти­не
4) (не)близ­кая, но при­ят­ная до­ро­га; (не)за­мет­но уйти
5) (не)вы­со­кий, а низ­кий порог; (не)тре­тий в строю
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

Ребёнок 1)н .. может 2)н .. быть бла­го­дар­ным ро­ди­те­лям за их бес­ко­рыст­ную лю­бовь, пре­дан­ность и са­мо­по­жерт­во­ва­ние, по­это­му, как бы 3) н .. было ему труд­но во взрос­лой жизни, он 4) н..когда 5)н .. дол­жен за­бы­вать о своём сы­нов­нем долге перед ними.

5)  
11.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (пол)Вет­ков­ско­го рай­о­на
2) (радио)стан­ция
3) (по)оте­че­ски вни­ма­те­лен
4) (крас­но)звёздный
5) (экс)ми­нистр
12.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) ска­зал (по)дру­же­ски
2) (aгpo)тех­ни­ка
3) (юго)во­сточ­ный
4) (древ­не)еги­пет­ский
5) (полу)язы­че­ство
13.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Не­по­движ­ное лицо ин­дей­ца _ слов­но вы­ре­зан­ная из де­ре­ва маска.
2) Время вы­пол­не­ния оздо­ро­ви­тель­ных про­це­дур _ один час.
3) Гор­дость _ есть внут­рен­нее убеж­де­ние че­ло­ве­ка в своей вы­со­кой цен­но­сти.
4) Ни дру­зьям, ни со­се­дям, ни даже ма­ло­зна­ко­мым людям _ ни­ко­гда не от­ка­зы­вал он в по­мо­щи.
5) Един­ствен­ный спо­соб за­щи­тить­ся от агрес­сив­ных людей _ быть без­уко­риз­нен­но веж­ли­вым с ними.
14.  
i

Обособ­лен­ные вто­ро­сте­пен­ные члены есть в пред­ло­же­ни­ях (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Пре­крас­ные пей­за­жи Ле­ви­та­на вы­зы­ва­ю­щие порой грусть и тре­во­гу го­во­рят нам и о кра­со­те при­ро­ды и о чув­ствах са­мо­го ху­дож­ни­ка.
2) Лей­те­нант ты с пер­во­го дня во­ю­ешь?
3) Вспо­ми­ная со­бы­тия про­шед­ше­го дня я видел то чер­но­ту трюма то ко­лы­ха­ние сол­неч­ных бли­ков.
4) Ветру не­из­мен­но­му спут­ни­ку мо­ря­ков по­свя­тил он свою песню.
5) Свин­цо­вые тучи по­ту­ши­ли зо­ло­тив­ши­е­ся на во­сто­ке лучи.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные слова (сло­во­со­че­та­ния) яв­ля­ют­ся ввод­ны­ми (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

1) Без­услов­но общий разум че­ло­ве­че­ства со­би­ра­ет­ся це­лы­ми по­ко­ле­ни­я­ми.
2) Эта книга по-моему будет иметь боль­шой успех.
3) Всё стало оче­вид­но с пер­во­го взгля­да.
4) Ка­жет­ся что де­душ­кин мёд был вкус­нее.
5) Она од­на­ко стес­ня­лась петь в кругу не­зна­ко­мых людей.
16.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ве­ден­ной ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ],и[     ].

1) Каж­дую ночь у него му­зы­ка иг­ра­ет и гости песни поют.
2) Солн­це ли­стья мягко при­гре­ва­ет и зо­ло­тит до­рож­ки в саду.
3) Он по­гля­ды­вал на зна­ко­мые места пе­ре­жи­вая ра­дость воз­вра­ще­ния на ро­ди­ну и думал сразу о мно­гом.
4) Му­зы­ка все­гда дей­ство­ва­ла на него силь­нее слов и это было стран­но.
5) Ветер нёс нав­стре­чу жёлтые ли­стья и дождь лил не пе­ре­ста­вая ни на ми­ну­ту.
17.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он хо­ро­шо пом­нил, кому был обя­зан своим ка­рьер­ным ро­стом и ста­рал­ся дер­жать себя так, чтобы никто его не упрек­нул в не­бла­го­дар­но­сти.
2) Маль­чик за­ме­тил, что, когда коза от­би­ва­лась от стада, она из­да­ва­ла па­ни­че­ское бле­я­нье.
3) Во­жа­тый на­звал фа­ми­лию, одно упо­ми­на­ние ко­то­рой, долж­но было вы­звать у ребят тре­пет.
4) Пер­вы­ми по­мощ­ни­ка­ми для всех кто хочет по­ху­деть, оста­ют­ся чи­стая пи­тье­вая вода, све­жие фрук­ты и овощи.
5) С се­ре­ди­ны де­каб­ря от­кры­лись ёлоч­ные ба­за­ры и на­ча­лись пред­но­во­год­ние рас­про­да­жи в го­род­ских ма­га­зи­нах.
18.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Вы, ко­неч­но, из­во­ли­те шу­тить? — хо­лод­но спро­сил граф.
2) — Всё так ужас­но? — ис­пу­ган­но спро­си­ла Лена. — На­о­бо­рот, изу­ми­тель­но! — вос­клик­ну­ла Оля. — Мы при­ня­ты!
3) «Не бойся, — ска­за­ла са­ни­тар­ка и до­ба­ви­ла : — Твоя опе­ра­ция будет опи­са­на во всех ме­ди­цин­ских жур­на­лах».
4) «Наше племя не за­те­ва­ет раз­до­ров — про­изнёс вождь. — Ухо­ди­те с миром».
5) Нель­зя не со­гла­сить­ся с Воль­те­ром, ко­то­рый писал, что: «о ве­ли­ком че­ло­ве­ке судят толь­ко по его глав­ным де­я­ни­ям, а не по его ошиб­кам».
19.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Лена, кто там? — донёсся из со­сед­ней ком­на­ты при­глушённый бас.
2) По сло­вам Эпи­ку­ра: «глупо про­сить у богов то, что че­ло­век сам может себе до­ста­вить».
3) «Ты так убе­ди­тель­но про­сишь, — ска­зал Бра­ниц­кий: — Как будто пред­чув­ству­ешь отказ».
4) «Не помню я, о чём они го­во­ри­ли! — за­кри­чал Коля и шёпотом до­ба­вил: — С пе­ре­пу­гу не помню».
5) Маль­чик снял шапку и по­ин­те­ре­со­вал­ся:
— Дядя, а вы на­сто­я­щий ху­дож­ник?
— Да. А по­че­му ты об этом спра­ши­ва­ешь? — за­сме­ял­ся Ни­ки­тин.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Всё было за­ми­ни­ро­ва­но1)_ и2)_ чтобы про­брать­ся к Саль­ко­во, оста­ва­лась толь­ко узкая по­лос­ка с двух сто­рон же­лез­ной до­ро­ги; ко­ман­дир осо­зна­вал опас­ность3)_ и слож­ность си­ту­а­ции4)_ и думал толь­ко об одном5)_ во что бы то ни стало нужно до­брать­ся до своих.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Ста­рый па­рик­ма­хер был боль­шой лю­би­тель по­слу­шать вся­кие жи­тей­ские ис­то­рии1_ и2_ пока он ловко ору­до­вал гре­беш­ка­ми и нож­ни­ца­ми, его кли­ент  — хотел он того или нет  — был вы­нуж­ден рас­ска­зы­вать ему обо всём3_ и о ра­бо­те4_ и об успе­ва­е­мо­сти детей в школе5_ и о пла­нах на от­пуск.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
22.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии ме­сто­име­нию?

Об этих цве­тах кто те­перь будет за­бо­тить­ся?

1) ука­за­тель­ное
2) во­про­си­тель­ное
3) 3-го лица
4) в форме сред­не­го рода
5) в форме име­ни­тель­но­го па­де­жа
23.  
i

В каких рядах все при­ча­стия об­ра­зо­ва­ны от од­но­го гла­го­ла?

1) управ­ля­е­мый, управ­ля­ю­щий, управ­ляв­ший
2) вы­би­ра­ю­щий, вы­би­рав­ший, вы­би­ра­е­мый
3) пре­вращённый, пре­вра­ща­е­мый, пре­вра­щав­ший
4) со­гре­тый, со­гре­ва­ю­щий, со­гре­ва­е­мый
5) рас­слаб­ля­е­мый, рас­слаб­ля­ю­щий, рас­слаб­лен­ный
24.  
i

Какие мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки со­от­вет­ству­ют вы­де­лен­но­му в пред­ло­же­нии гла­го­лу?

 

За ночь де­ре­вья по­кры­лись инеем.

1) На­чаль­ная форма — по­кры­вать­ся
2) пе­ре­ход­ный
3) в форме изъ­яви­тель­но­го на­кло­не­ния
4) в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни
5) в форме 3—го лица
25.  
i

В каких при­ме­рах зна­че­ние фра­зео­ло­гиз­ма ука­за­но пра­виль­но?

1) дер­жать в чёрном теле — 'быть на­сто­ро­же, на­че­ку'
2) дер­жать ушки на ма­куш­ке — 'уметь управ­лять собой'
3) дер­жать руки по швам — ' су­ро­во, стро­го об­ра­щать­ся с кем-либо'
4) дер­жать язык за зу­ба­ми — 'мол­чать, не бол­тать, не го­во­рить лиш­не­го, быть осто­рож­ным в вы­ска­зы­ва­ни­ях'
5) дер­жать ка­мень за па­зу­хой — 'таить злобу, же­ла­ние ото­мстить или на­вре­дить'
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Нам рас­ска­за­ли о пи­са­те­ле и про­чи­та­ли от­рыв­ки из его твор­че­ства.
2) Мы со­би­ра­лись ре­а­ли­зо­вать все свои ил­лю­зии во время лет­них ка­ни­кул.
3) Солн­це под­ни­ма­ет­ся всё выше, зноем пышет не­по­движ­ный воз­дух.
4) Наша фирма тра­ди­ци­он­но из­го­тав­ли­ва­ет филь­тры для воды, но может вы­пол­нить и дру­гую про­дук­цию.
5) До­ро­гие серд­цу вещи мы хра­ним как зе­ни­цу ока.
27.  
i

Ука­жи­те при­ме­ры, в ко­то­рых формы всех слов об­ра­зо­ва­ны пра­виль­но:

1) с се­ми­ста­ми ту­ри­ста­ми;
2) уже не пишут чер­ни­лом;
3) сде­лал более лучше;
4) шёл нав­стре­чу ему;
5) скоро вы­здо­ро­ве­ешь.
28.  
i

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какое из при­ведённых после тек­ста пред­ло­же­ний долж­но быть в нём пер­вым:

 

(1)... (2) Помню ро­зо­во­го коня, воз­ни­кав­ше­го пе­ре­до мной в ноч­ной тьме вся­кий раз, когда я слы­шал её не­то­роп­ли­вое по­вест­во­ва­ние. (3) По­че­му ребёнок про­сит взрос­ло­го слово в слово по­вто­рять одну и ту же сказ­ку?

(4) По­че­му с за­ми­ра­ни­ем серд­ца сле­дит за раз­ви­ти­ем со­бы­тий ? (5) Об этом своём ощу­ще­нии хо­ро­шо пом­нят мно­гие люди, давно став­шие взрос­лы­ми. (6) Детям не­об­хо­ди­мо ви­деть, как добро вся­кий раз не­уклон­но одер­жи­ва­ет по­бе­ду над злом. (7) Так важна учёным по­вто­ря­е­мость ре­зуль­та­тов опыта, под­твер­жда­ю­ще­го от­кры­тый ими закон.

1) Я на­ста­и­ваю, что Ива­нуш­ка-ду­ра­чок и Иван-ца­ре­вич — это один герой.
2) Мно­же­ство чу­дес­ных по­дви­гов со­вер­шил Иван-ца­ре­вич.
3) Сказ­ку об Ива­нуш­ке мне в дет­стве рас­ска­зы­ва­ла ба­буш­ка.
4) Кто же по­ле­зет в под­зем­ное цар­ство, кроме Ива­нуш­ки?
5) В сказ­ке ля­гуш­ка обя­за­тель­но ста­но­вит­ся пре­крас­ной ца­рев­ной.
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Нрав­ствен­ный кли­мат в го­су­дар­стве опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью куль­ту­ры об­ще­ства. (2) А куль­ту­ра - это пре­жде всего ре­зуль­тат зна­ний, упо­ря­до­чен­ных и со­че­та­ю­щих­ся с осо­зна­ни­ем их не­до­ста­точ­но­сти.

(3) В самом деле, чем боль­ше че­ло­век знает, тем яснее он по­ни­ма­ет не­до­ста­ток своих зна­ний. ( 4) От­сю­да осо­бая осто­рож­ность и так­тич­ность под­лин­но зна­ю­щих людей и  — рядом с ними  — чрез­вы­чай­ная са­мо­уве­рен­ность по­лу­зна­ек.

(5) По­лу­знай­ка ду­ма­ет, что знает всё, и пре­жде всего ре­цеп­ты бла­го­по­лу­чия че­ло­ве­че­ства. (6) И он все­гда на­хо­дит быст­рый выход из вре­мен­ных за­труд­не­ний. (7) По­лу­знай­ке ка­жет­ся, что учёный или про­сто куль­тур­ный че­ло­век  — пло­хой про­вод­ник его са­мо­уве­рен­ных идей и, более того, ещё и живой укор его не­ве­же­ству. (8) Не­куль­тур­ность видна во всём об­ли­ке по­лу­знай­ки, в его по­ве­де­нии . (9) Он агрес­си­вен в своём ми­ро­воз­зре­нии, в от­но­ше­нии к при­ро­де, к ис­то­рии, к клас­си­че­ским и не­дав­но по­явив­шим­ся те­че­ни­ям в ис­кус­стве. (10) Одним сло­вом, по­лу­знай­ка ведёт себя так, как будто бы он на­хо­дит­ся в по­лу­зна­ко­мом ему лесу в су­мер­ках: ство­лы де­ре­вьев он при­ни­ма­ет за раз­бой­ни­ков, стре­мя­щих­ся на него на­пасть, он не видит до­ро­ги и с ра­до­стью бро­са­ет­ся на всё, что по­ка­жет­ся ему до­ро­гой или тро­пин­кой.

(11) Таким об­ра­зом, по­лу­знай­ство вос­пи­ты­ва­ет очень опас­ные черты ха­рак­те­ра, по­ве­де­ния, от­но­ше­ния к окру­жа­ю­ще­му миру. (12) По­лу­знай­ство  — это опас­ней­шая со­ци­аль­ная бо­лезнь.

Ука­жи­те, какие утвер­жде­ния про­ти­во­ре­чат точке зре­ния ав­то­ра:

1) Куль­ту­ра пред­по­ла­га­ет овла­де­ние опре­делённой сум­мой зна­ний.
2) По­лу­знай­кам свой­ствен­ны са­мо­уве­рен­ность и агрес­сив­ность.
3) По­лу­зна­ек от­ли­ча­ет ува­же­ние к науке и учёным.
4) По­лу­знай­ство - без­обид­ная ме­лочь в по­ве­де­нии людей.
5) Под­лин­но об­ра­зо­ван­ные люди по­ни­ма­ют огра­ни­чен­ность своих зна­ний.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Это лето было на ред­кость зной­ным. (2) Ве­че­ра сто­я­ли душ­ные, тихие, даже ночь не при­но­си­ла об­лег­че­ния. (3) Вот и се­год­ня ка­за­лось, что в гу­стом, тя­гу­чем воз­ду­хе бук­валь­но за­сты­ли и город, и река и ничто не смо­жет ожи­вить их. (4) И вдруг за­жглась пер­вая звез­да, за ней дру­гая, и вско­ре всё небо по­кры­лось звёздным узо­ром, рос­сы­пью огонь­ков от­ра­зив­шим­ся в реке.

(5) В доме на бе­ре­гу не спал ма­лень­кий маль­чик. (6) Он смот­рел на звёзды и видел не­ве­до­мый, фан­та­сти­че­ский мир, в ко­то­ром живут не­обык­но­вен­ные су­ще­ства и доб­рые, щед­рые и мо­гу­ще­ствен­ные люди. (7) Вот Ко­зе­рог, а вот со­звез­дие Во­до­лея. (8) Во­до­лей  — это ска­зоч­ный ко­роль, ко­то­рый вы­тя­нул руку, чтобы с его ла­до­ни па­да­ла вниз, на Землю, се­реб­ря­ная струя. (9) А вон Скор­пи­он, Телец, Дева, Рыбы... (10) Огром­ный не­бес­ный мир, пол­ный жизни!

(11) Маль­чи­ку вдруг вспом­нил­ся ба­буш­кин рас­сказ о далёких вре­ме­нах, когда люди ве­ри­ли, что звёзды  — это се­реб­ря­ная на­кид­ка, укра­ша­ю­щая го­ло­ву неба, и что по ним можно опре­де­лить, сколь­ко живых душ оби­та­ет на земле. (12) Ро­дил­ся че­ло­век  — за­жглась звез­да, отдал Богу душу  — и звез­да за­ка­ти­лась, по­гас­ла. (13) Боль­шие и яркие звёзды при­над­ле­жат кня­зьям, царям, а ма­лень­кие и туск­лые  — не­удач­ни­кам и бед­ня­кам, самые же кро­шеч­ные, еле раз­ли­чи­мые гла­зом  — всем осталь­ным су­ще­ствам: пти­цам, рыбам, жи­вот­ным.

(14) Ма­лень­кий ху­дож­ник не спал до рас­све­та, мыс­лен­но рисуя одну кар­ти­ну за дру­гой в ожи­да­нии зав­траш­не­го дня, когда он смо­жет взять в руки кисть.

Ука­жи­те язы­ко­вые сред­ства, с по­мо­щью ко­то­рых свя­за­ны между собой 3-е и 4-е пред­ло­же­ния тек­ста:

1) ме­сто­име­ние
2) си­но­ни­ми­че­ская за­ме­на
3) союз
4) лек­си­че­ские по­вто­ры
5) оди­на­ко­вый по­ря­док слов
31.  
i

(1) Пе­ре­до мной были мол­ча­ли­вые горы и тихие леса в осен­ней за­дум­чи­во­сти. (2) Го­речь на­дви­га­ю­ще­го­ся увя­да­ния уга­ды­ва­лась во всём. (3) Речки кру­жи­лись, за­тя­ги­вая в жёлтые петли горы с дре­му­чи­ми ле­са­ми, и ка­за­лось, что в рас­ще­ли­нах, овра­гах и до­ли­нах об­на­жи­лись нервы земли. (4) Всё во­круг было ве­ли­ча­во и спо­кой­но.

(5) Пред­чув­ствие дол­го­го сна та­и­лось в лесах, и шорох об­ле­та­ю­щих ли­стьев уже на­чи­нал усып­лять их, нашёпты­вая об осен­них до­ждях, о глу­бо­ких сне­гах и о весне, ко­то­рую надо долго и тер­пе­ли­во ждать. (6) Оча­ро­ван­ные пе­чаль­ной му­зы­кой осени, об­на­жи­лись леса, роняя ли­стья в свет­лые ручьи, за­сти­ла­ли их зер­ка­ла, чтобы не ви­деть там от­ра­же­ния своей не­при­ят­ной на­го­ты.

(7) Земля на­де­ва­ла шубу из ли­стьев, го­то­ви­лась к зиме, ути­ха­ли звуки на ней, и толь­ко шорох был всюду от листа и шум от речек, на­пол­нен­ных водой бла­го­да­ря часто пе­ре­па­да­ю­щим, но пока не­за­тяж­ным до­ждям.

(8) Но гора, на ко­то­рой мы сто­я­ли, жила вроде бы от­дель­но от всего леса. (9) Она была об­руб­ле­на лет де­сять назад. (10) Во­круг пней рос ря­бин­ник, берёзки. (11) Они за­ни­ма­ли по­лян­ки по­ко­сов, со­еди­ня­ясь меж собой, и, как-то играя, без гру­сти со­ри­ли во­круг ли­стья­ми, жёлтыми, бор­до­вы­ми, ры­жи­ми', а тон­кие ря­бин­ки были с пер­вы­ми двумя-тремя при­горш­ня­ми ягод и по­ка­зы­ва­ли их всем хваст­ли­во, до­вер­чи­во.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 1−3 ан­то­ним к слову рас­цвет. За­пи­ши­те это слово (ан­то­ним) в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

32.  
i

(1) Бар­бос был не­ве­лик ро­стом, но при­зе­мист и ши­ро­ко­груд. (2) Бла­го­да­ря длин­ной, чуть-чуть вью­щей­ся шер­сти в нём за­ме­ча­лось отдалённое сход­ство с белым пу­де­лем, но толь­ко с пу­де­лем, к ко­то­ро­му ни­ко­гда не при­ка­са­лись ни мыло, ни гре­бень, ни нож­ни­цы. (3) Летом он по­сто­ян­но с го­ло­вы до конца хво­ста бывал уни­зан ко­люч­ка­ми, а осе­нью клоки шер­сти на его ногах, жи­во­те, из­ва­ляв­шись в грязи, пре­вра­ща­лись в сотни ко­рич­не­вых бол­та­ю­щих­ся ста­лак­ти­тов. (4) Уши Бар­бо­са вечно но­си­ли следы «бо­е­вых схва­ток».

(5) Пёс имел весь­ма смут­ные по­ня­тия о праве соб­ствен­но­сти (осо­бен­но если дело ка­са­лось наших съест­ных при­па­сов) и не от­ли­чал­ся ак­ку­рат­но­стью. (6) Этому раз­бой­ни­ку ни­че­го не сто­и­ло стрес­кать в один при­сест по­ло­ви­ну жа­ре­но­го пас­халь­но­го ин­дю­ка, вос­пи­тан­но­го с осо­бен­ной лю­бо­вью и от­корм­лен­но­го од­ни­ми оре­ха­ми, или улечь­ся, толь­ко что вы­ско­чив из гряз­ной лужи, на белое по­кры­ва­ло.

(7) Бар­бос обык­но­вен­но лежал на под­окон­ни­ке рас­кры­то­го окна в позе спя­ще­го льва, уткнув морду между вы­тя­ну­ты­ми пе­ред­ни­ми ла­па­ми. (8) Едва на улице по­ка­зы­ва­лась со­ба­чья фи­гу­ра, он стре­ми­тель­но ска­ты­вал­ся с окош­ка и, как мол­ния, на­сти­гал со­пер­ни­ка. (9) В те­че­ние не­сколь­ких минут среди гу­сто­го стол­ба ко­рич­не­вой пыли ба­рах­та­лись, спле­та­ясь клуб­ком, два со­ба­чьих тела. (10) На­ко­нец Бар­бос одер­жи­вал по­бе­ду. (11) В то время когда враг об­ра­щал­ся в бег­ство, визжа и трус­ли­во огля­ды­ва­ясь назад, Бар­бос с гор­дым видом воз­вра­щал­ся на свой пост на под­окон­ник. (12) Прав­да, ино­гда при этом три­ум­фаль­ном ше­ствии он силь­но при­хра­мы­вал, но, ве­ро­ят­но, тем слаще ка­за­лись ему по­бед­ные лавры.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром все со­глас­ные звуки твёрдые. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

(1) «Это под­лин­ник»,  — с ува­же­ни­ем го­во­рят про кар­ти­ну или скульп­ту­ру. (2) Ка­за­лось бы, можно, легко ли­стая жур­нал или книгу, где по­ме­ще­ны раз­но­об­раз­ные ре­про­дук­ции работ ху­дож­ни­ков и скуль­пто­ров, по­зна­ко­мить­ся с их мно­го­гран­ным твор­че­ством. (3) Но по­че­му люди всё-таки стре­мят­ся в музеи и кар­тин­ные га­ле­реи? (4) По­че­му, для того чтобы по­смот­реть под­лин­ник, они едут в дру­гой город или даже стра­ну?

(5) Эти во­про­сы очень важны для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­но­го от­но­ше­ния к ис­кус­ству. (6) Ху­дож­ник не про­сто по­ло­жил крас­ки на холст, ста­ра­ясь сде­лать это как можно кра­си­вее. (7) Нет, в кар­ти­ну он все­гда вкла­ды­ва­ет своё от­но­ше­ние к тому, что изоб­ра­жа­ет, свои пе­ре­жи­ва­ния и мысли  — сло­вом, своё не­по­вто­ри­мое, по­то­му что каж­дый видит мир по-сво­е­му. (8) Встре­ча с про­из­ве­де­ни­ем ис­кус­ства  — это также встре­ча с его со­зда­те­лем.

(9) Стоя перед кар­ти­ной или скульп­ту­рой, мы ста­ра­ем­ся по­нять её твор­ца, раз­га­дать то, что он хотел нам ска­зать. (10) И чем боль­ше мы смот­рим на кар­ти­ну-под­лин­ник, тем боль­ше она го­во­рит нам, тем боль­ше рас­кры­ва­ет­ся перед нами её кра­со­та и свое­об­ра­зие. (11) Рас­ска­зать обо всём этом, пе­ре­дать оча­ро­ва­ние под­лин­ни­ка не в силах даже самая со­вер­шен­ная копия.

Най­ди­те слово, ко­то­рое яв­ля­ет­ся сред­ством связи 2-го и 3-го пред­ло­же­ний тек­ста из за­да­ния В1, и за­пи­ши­те его.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29—А30 и В1—В6

(1) Как бы часто ты ни бывал в лесу, вся­кий раз он удив­ля­ет но­виз­ной впе­чат­ле­ний. (2) Есть осо­бен­ная ра­дость для души в свет­лой све­же­сти берёзовых рощ и в сдер­жан­ной силе ве­ко­вых дуб­рав, в та­ин­ствен­но­сти гу­стых ель­ни­ков и в шуме сос­но­во­го бора. (3) Ветка цве­ту­щей ивы, ог­нен­но-баг­ря­ный кле­но­вый лист, ко­рич­не­вая шляп­ка бо­ро­ви­ка, пение птиц и даже жуж­жа­ние шмеля  — всё это на­пол­ня­ет лес под­лин­ной по­э­зи­ей.

(4) А бы­ва­ли ли вы когда-ни­будь в Бе­ло­веж­ской пуще? (5) Её не­брос­кая, на пер­вый взгляд, кра­со­та об­ла­да­ет осо­бой при­тя­га­тель­ной силой, спо­соб­ной глу­бо­ко тро­нуть душу.

(6) Не­за­бы­ва­е­мое впе­чат­ле­ние про­из­во­дят древ­ние ве­ко­вые ель­ни­ки и мо­гу­чие дуб­ра­вы  — па­мять о тех пер­во­здан­ных лесах, ко­то­рые по­кры­ва­ли в про­шлом боль­шую часть Ев­ро­пы. (7) Дикий мир пущи не­обык­но­вен­но раз­но­об­ра­зен: он дре­муч и све­тел, угрюм и ра­до­стен, стар и молод. (8) Осо­бен­но жи­во­пис­ны здесь дуб­ра­вы, уди­ви­тель­но на­ряд­ные осе­нью, когда их мощ­ные кроны на­ли­ва­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми.

(9) Здесь ни­ко­гда не бы­ва­ет скуч­но! (10) Ведь каж­дая тропа, уво­дя­щая вглубь, таит ра­дость новых от­кры­тий. (11) И, по­сти­гая их шаг за шагом, как будто по­па­да­ешь в зелёный, пол­ный уди­ви­тель­ной жизни храм, омы­тый бла­го­дат­ны­ми до­ждя­ми, про­гре­тый жар­ким солн­цем, напоённый за­па­хом хвои, цве­тов и трав. (12) Так да­вай­те же бе­речь Бе­ло­веж­скую пущу  — наше на­ци­о­наль­ное до­сто­я­ние!

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

( 1) Се­год­ня мы по­го­во­рим с тобою о рус­ском на­род­ном ис­кус­стве, точ­нее, толь­ко об одном его ху­до­же­ствен­ном яв­ле­нии  — ис­кус­стве «зо­ло­той Хох­ло­мы».

(2) Хох­ло­ма  — это уди­ви­тель­ная яр­кость цвета и празд­нич­ность. (3) Ог­нен­но-крас­ный цвет хох­лом­ских из­де­лий, зо­ло­тое си­я­ние за­тей­ли­вых узо­ров вы­зы­ва­ет ощу­ще­ние жар­ко­го пла­ме­ни, огня. (4) И не­да­ром! (5) Со­зи­да­тель­ный огонь пре­вра­тил де­ре­вян­ные по­верх­но­сти по­су­ды в зо­ло­тые. (6) Они бле­стят зо­ло­ти­стым ме­тал­ли­че­ским блес­ком. (7) Всем серд­цем любя род­ную сто­ро­ну и лю­бу­ясь ею, рус­ские люди не толь­ко вос­пе­ва­ли в пес­нях и сказ­ках её не­по­вто­ри­мую кра­со­ту, но и со­зда­ва­ли про­стые пред­ме­ты оби­хо­да. (8) Ма­сте­ра этого на­род­но­го про­мыс­ла укра­ша­ли их яркой на­ряд­ной рос­пи­сью, в ко­то­рой ожили лю­би­мые при­род­ные мо­ти­вы.

(9) Хох­лом­ские ху­дож­ни­ки любят ри­со­вать на по­верх­но­сти своих из­де­лий «ягод­ки»: зем­ля­нич­ку, чер­нич­ку, ма­лин­ку, еже­вич­ку, ря­бин­ку и чёрную и крас­ную смо­ро­дин­ку.

(10) Самый лю­би­мый ор­на­мент ху­дож­ни­ков  — «трав­ка». (11) Как пра­ви­ло, это удлинённые, слег­ка изо­гну­тые тон­кие бы­лин­ки. (12) А если «трав­ки» пре­вра­ти­лись в круп­ные кудри-за­вит­ки, то тогда эти узоры на­зы­ва­ют «ку­дре­ма­ми».

(13) По­же­ла­ни­ем добра, бла­го­по­лу­чия и сча­стья с дав­них пор на Руси счи­та­лись изоб­ра­же­ния цве­ту­щих ку­стов и пло­дов. (14) Пре­крас­ную тра­ди­цию хох­лом­ские ху­дож­ни­ки со­хра­ня­ют и се­год­ня, укра­шая обыч­ные пред­ме­ты на­ряд­ной рос­пи­сью. ( 15) И с этими ве­ща­ми в наш дом при­хо­дят кра­со­та и ра­дость, ко­то­рые щедро дарят нам ма­сте­ра про­мыс­ла.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 15-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях най­ди­те слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

 

Если бы я мог сла­гать гимны, то вос­пел бы в своём серд­це зим­ние ра­ду­ги, когда ис­кря­ще­е­ся на вет­ках де­ре­вьев в ясный день солн­це рас­сы­па­ет­ся ис­кор­ка­ми инея, от­ра­жа­ет­ся в каж­дой сне­жин­ке, при­об­ра­жая всё во­круг и по­гру­жая тебя в уди­ви­тель­ный ра­дуж­ный мир.

37.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

Лёд почти уже рас­та­ял, он был чёрный, в уголь­ной пыли, боль­шая про­та­ли­на возле ле­бя­жье­го до­ми­ка ды­ми­лась, изъ­ез­жен­ные вдоль и поперёк колеи до­ро­ги, ве­ду­щей к пруду, чер­не­ли под беззвёзным небом в си­ре­не­ва­тых су­мер­ках.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  вы­лов­лен­ный

Б)  по­се­ем

В)  при­молк­нув­ший

Г)  раз­бро­сан

1.   при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

2.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

39.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  У меня нет со­мне­ний, что это про­из­ве­де­ние подли..о.

Б)  Ко­сто­ма­ров го­во­рил за­ин­те­ре­со­ва..о и бодро.

В)  Мне ре­ко­мен­до­ва..о об­ра­тить­ся за по­мо­щью к вам.

Г)  На празд­нич­ном столе се­реб­ря..о бле­сте­ли под­свеч­ни­ки.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Опре­де­ли­те, какую син­так­си­че­скую роль вы­пол­ня­ют ме­сто­име­ния в пред­ло­же­ни­ях, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.   Иду к ко­лод­цу, ко­то­рый стоит на от­кры­том месте.

Б.   Что обыч­но де­ла­ешь, когда при­хо­дишь из школы?

В.   Счи­тай­те, что щенок уже ваш.

Г.   В нашей бри­га­де было две­на­дцать че­ло­век.

1)  под­ле­жа­щее

2)  часть ска­зу­е­мо­го

3)  опре­де­ле­ние

4)  об­сто­я­тель­ство

5)  до­пол­не­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.